Отмена Болонской системы в России. Какие изменения ждут будущих студентов?
Экзамены и поступление
Время прочтения 10 мин
526

Отмена Болонской системы в России. Какие изменения ждут будущих студентов?

Содержание: Отмена Болонской системы в России

В мае этого года министр науки и образования Валерий Фальков заявил о необходимости пересмотра Болонской системы в России, признав её неэффективной и недостаточно сильной в части предоставления качественного высшего образования. Госдума отреагировала на предложение, отдав большинство голосов за отмену принятых в 2003 году стандартов образования.

По сути, речь идёт о классическом разделении системы высшего образования на «Бакалавриат» и «Магистратуру». Отмена Болонской системы равна пересмотру этих двух направлений и создание новых возможностей для получения базового высшего образования. Сегодня мы поговорим о том, к чему готовиться будущим абитуриентам, насколько отмена системы повлияет на выпускников школ и к чему может привести такое решение в глобальном масштабе.

Что такое Болонская система: Что она давала студентам и выпускникам вузов

Что такое Болонская система

В городе Болонье в 1999 году министры 29 стран подписали единую декларацию под названием «Зона европейского высшего образования», реализация декларации во всех странах документируется, как Болонский процесс. Международная декларация регулировала единые требования к системам высшего образования с целью поддержки выпускников разных стран. На данный момент Болонская система успешно внедрена в 49 странах мира.

Под Болонским процессом принято понимать единое образовательное поле, позволяющее интеграцию студентов в разные учебные заведения стран, в которых данный процесс действует. Образовательные стандарты, государственные программы и одинаковые ступени получения высшего образования позволяли студентам доучиваться в вузах других стран, повышать свой опыт и получать дополнительные знания по разным образовательным направлениям. Например, в рамках Болонской системы было возможно студенту экономического направления после получения степени бакалавра пойти в магистратуру на юриспруденцию и защитить диплом магистра по другому направлению.

Какие цели закладывал в основу декларации Болонский процесс:

  • Дать возможность выпускникам вузов любой страны, в рамках Болонской системы, официально трудоустраиваться за пределами своего государства. Иначе говоря, это гарантия признания документов о высшем образовании за границей.
  • Создать систему конкурентноспособного образования с высокими стандартами и гибкой системой.
  • Проработать интеграционные процессы таким образом, чтобы специалисты из любой страны могли свободно реализовывать свои полученные навыки на рабочем месте.

Это лишь выжимка из целей Болонской системы, с полным текстом вы можете ознакомиться по ссылке.

В России, преимущественно, под Болонской системой подразумевали именно две ступени получения высшего образования, не исключая, конечно же, интеграционные процессы и создание единого образовательного поля с одинаковыми критериями оценивания качества получаемого образования.

Страны, участвующие в Болонском процессе, гарантированно признавали все документы о высшем образовании, о повышении квалификации, получении научной степени и другие. Участие в процессе также регламентировало порядок совместных исследований, создание научно-технической базы и разработки новейших инновационных систем между университетами разных стран.

Болонская система в России: Для чего нужна её отмена и что она даёт?

Болонская система в России

За всю историю участия в Болонском процессе российские специалисты сферы образования выражали своё несогласие со многими нормами и нюансами, которые студенты обязаны соблюдать. Самой большой критике подвергалось именно разделение образования на две ступени. Причина столь негативной реакции – отсутствие непрерывного образования.

Разделение ставило перед выпускниками вузов непростую задачу в части продолжения получения высшего образования или остановке на базовой ступени. Выматывающие экзамены, защита дипломов, закрытие всех практик в большем процентном соотношении приводило к уходу из вуза после получения именно диплома бакалавра.

В бакалавриате нет ничего плохого, однако российские эксперты выражают опасение, что ограничение четырьмя годами обучения сулит недостаточно качественному итоговому профессиональному уровню. Также существует серьёзная проблема в неуверенности абитуриента. Большинство абитуриентов – несовершеннолетние, что нередко приводит к изменению решения о желаемой специальности спустя несколько лет обучения.

Желание выйти из Болонского процесса обусловлено желанием создать в Российской Федерации безальтернативной системы получения высшего образования, которое даст студентам больше теоретическо-практических навыков.

Что будет дальше: К чему готовиться абитуриентам?

В ближайшие несколько лет система получения высшего образования значительно не изменится. Для создания новой программы понадобится время, равно как и для её успешного внедрения. Сейчас следует ожидать уравнивания магистратуры и специалитета. Специалисты единогласно выступают за возвращение престижности получения степени «Специалист», потому вполне вероятно, что программ со степенью «Специалист» станет больше, либо не меньше, чем с магистратурой.

Также есть вероятность, что студенты гуманитарных специальностей больше не смогут получать магистратуру по техническим направлениям, даже при условии сдачи академической разницы. Насколько это будет работать в обе стороны попа неизвестно, но такая вероятность также есть. ЕГЭ и ГИА, как основные экзамены на проверку образовательного уровня, останутся также без изменений. О том, как подготовиться к ЕГЭ по математике вы можете прочитать в нашей предыдущей статье: Как подготовиться к ЕГЭ по математике.

Среди предложений к будущим системам образования особенно выделяли систему «2+2+2», в которой студент сможет выбирать дополнительные курсы или варьировать нагрузку по своей специальности в рамках каждых двух лет. За 6 лет работы в рамках своей специальности, с возможностью выбрать дополнительные векторы развития может снизить стресс и нагрузку на студентов, а также мотивировать продолжать обучение по выбранному пути.

Что ждёт будущих студентов доподлинно неизвестно, но одно мы знаем точно – будущее сулит новым открытиям, высокому интеллектуальному уровню и неординарным решениям.

1 комментарий

  • Здравствуйте.
    Всё таки лучшее образование получили те кто учился в Советское( пишу с Большой Буквы) Время .
    В то время получали не только Специальность, но и Воспитывали молодое поколение быть Культурным, Воспитанным( это непосредственно шло из семьи и поддерживалось в Высших Учебных заведениях)
    Сейчас это всё исчезло,учащиеся многого не знают о своей Стране, ее Героях т.к. Болонское образование на это не обращает внимание, вернуться к Советскому Образованию нужно было как можно раньше, добавив достижения в науке, технике.
    Мое мнение может не совпадать со мнениями других людей. Екатерина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
23 августа 2022
Автор статьи
Елена Петрова

    Бесплатная неделя занятий
    Зачастую одного занятия не достаточно, чтобы определить, понравилась ли школа ученику, поэтому мы предоставляем доступ к полноценной бесплатной неделе занятий.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку
    персональных данных
    form free