Личные границы ребенка. Советы родителям
Родителям
Время прочтения 8 мин
355

Личные границы ребенка. Советы родителям

«Не трогай меня! Не подходи»
«Я хочу побыть один!»
«Почему вы всё время лезете ко мне со своими расспросами?»

Не только так, но и молча, взглядом, жестом, своим поведением ребёнок в разном возрасте может показывать, что ему плохо. Может кричать и падать на пол, толкать — если совсем маленький, постарше может уходить и хлопать дверью, в школьный период может делать всё то же самое или просто быть самим «плохим» и непослушным учеником на свете. Что это? Откуда это берётся и что с этим делать?

Часто родители, отчаянно стараясь найти ответ на этот вопрос, ещё больше стараются, ещё активнее включаются в ребёнка и его дела, начинают себя винить. И также часто это только усугубляет ситуацию.

Если в действительности так происходит, значит, причина поведения ребёнка может скрываться в недостатке личного пространства.

Личные границы ребенка

У каждого человека есть право на личные границы, и все мы знаем, что нужно их уважать. Многие люди самостоятельно устанавливают их: как можно и как нельзя общаться, что допустимо в общении, какие слова и фразы можно использовать, а какие темы задевают, насколько можно участвовать в вопросах личной жизни, насколько можно давать советы и т. д.

Детям устанавливать границы бывает намного сложнее, потому что они сами только набираются опыта и могут не понимать до определённого времени, что вообще это личное пространство нужно. Взрослым также сложно понять, что у ребёнка есть пространство, и это абсолютно понятно, ведь когда он маленький, мама необходима ему, как воздух, и ему совсем не хочется отделяться.

Вовремя обнаружить, что твой ребёнок вырос и нуждается в самостоятельности, действительно бывает очень сложно. Но на самом деле личные границы в общении с ребёнком важно соблюдать с самого рождения и тогда процесс сепарации будет проходить намного мягче.

Что это за границы?

  1. Кормить ребёнка только тогда, когда он сам этого хочет, не заставляя;
  2. Прислушиваться к ребёнку, когда он что-то просит;
  3. Не засталять и не принуждать ни к чему;
  4. Предоставлять право выбора.

Даже самый маленький человек уже может определить, чего он хочет, а чего — нет. Да, возможно, этот выбор, который он совершает, не будет самым правильным, продуманным и чётко спланированным, но зато ребёнок будет набираться опыта, а также будет чувствовать, что его слышат и пытаются понять.

Когда ребёнок растёт, потребности его увеличиваются. Желания растут, повышается уровень критичности ко всему окружающему. Поэтому принципы свободного общения, заложенные в детстве, становятся ещё актуальнее.

Но даже если в младенческом и дошкольном возрасте ребёнок ещё не старался осознать свои границы, ему очень важно постараться узнать это про себя в дальнейшем.

Почему личные границы важны?

Потому что ребёнок общается не только с родителями, которые могут автоматически бережно относиться к нему, но и с другими взрослыми людьми и сверстниками, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. В мире ребёнка может быть много людей, которые не будут соблюдать границы, если они не установлены. Это может привести к эмоциональному истощению, психологическим травмам, травле в школе, к неуважительному отношению со стороны преподавателей и, как следствие, к низкой самооценке.

Как помочь ребёнку осознать и установить границы?

Соблюдать их в общении с ребёнком

Как помочь ребёнку осознать и установить границы?
  • Каждый человек имеет право побыть наедине с собой и провести время в одиночестве;
  • Каждый человек имеет право на отдых;
  • Каждый человек может быть в плохом самочувствии и настроении и может сказать, что сейчас не готов быть продуктивным;
  • Каждый человек имеет право на своё личное мнение.

Всё это применимо и работает с людьми любого возраста и роста. Просто кому-то нужна помощь, чтобы научиться говорить об этом.

Предоставить свободу выбора

Даже годовалый ребёнок может выбрать из двух штанов одни, в которых он хочет пойти на улицу. Взрослый только должен предоставить варианты, которые устроят его в любом случае.

Поэтому не бойтесь говорить с ребёнком о том, что он хочет.

Дать право на «нет»

Возможность сказать «нет» и быть услышанным подарит ребёнку уверенность в том, что всё-таки что-то он тоже может решать в своей жизни. Так формируется самостоятельность.

Снизить уровень гиперконтроля

Личные границы ребенка: снизить уровень гиперконтроля

Конечно, это нужно только там, где он уже есть. Как это проверить? Если ребёнок может справиться самостоятельно и при этом останется в безопасности, значит, можно предоставить ребёнку делать это самому.

Многие родители до 11 класса проверяют уроки в страхе, что он не справится, забудет, не успеет, не захочет их делать. Однако мотивация к занятиям и домашкам, как правило, не появляется всё равно.

Как правило контроль в таких ситуациях нужен совсем не ребёнку.

Уважение себя как личности способствует гармоничному развитию ребёнка, чувству уверенности в своих действиях, развитию навыков самоорганизации и самоконтроля. Так человек может стать более полноценным. А дети — это такие же люди, как и взрослые, которые тоже хотят быть услышанными и иметь свою точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
19 апреля 2022
Автор статьи
Елена Петрова

    Бесплатная неделя занятий
    Зачастую одного занятия не достаточно, чтобы определить, понравилась ли школа ученику, поэтому мы предоставляем доступ к полноценной бесплатной неделе занятий.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку
    персональных данных
    form free