
Вопросы юристу об онлайн-школе и онлайн-обучении
Можно ли совмещать разные формы обучения? Можно ли одновременно числиться в двух разных школах? Как проводятся контрольные работы, тесты и другие проверочные работы в онлайн-школе? Как ученики онлайн-школы сдают ОГЭ и ЕГЭ? Эти и другие важные и нужные вопросы задаем юристу «Онлайн-Школы».
Содержание:
- Какие формы обучения существуют и можно ли совмещать разные формы обучения?
- Можно ли одновременно числиться в двух разных школах?
- Как проводятся контрольные работы, тесты и другие проверочные работы в онлайн-школе?
- Какие бывают аттестации?
- Учитывается ли территориальный принцип при приеме в школу для прохождения промежуточной и итоговой аттестации?
- Как ученики онлайн-школы сдают ОГЭ и ЕГЭ?
Какие формы обучения существуют и можно ли совмещать разные формы обучения?
В перечне прав, предоставленных ученикам и их родителям (законным представителям) Федеральным законом «Об образовании в РФ», предусмотрено право на выбор формы получения образования и формы обучения.
Образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школах), так и вне таких организаций.
В зависимости от выбранной формы получения образования Федеральным законом «Об образовании в РФ» выделяются следующие формы обучения:
— в школе: очная, очно-заочная, заочная;
— вне школы: семейное образование и самообразование.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе — по индивидуальному учебному плану.
Таким образом, разные формы обучения совмещать можно.

Формы обучения отличаются друг от друга по объему обязательных занятий педагога с учениками, по срокам получения образования.
При выбранной очной форме обучения предполагается постоянное личное участие ученика в регулярных учебных занятиях и аттестации, организуемых школой.
Заочная форма обучения сочетает в себе черты самостоятельной подготовки и очного обучения и характеризуется этапностью: ученик осваивает базовые знания, самостоятельно изучая учебники и иные источники информации, затем педагог проводит проверку освоенного учеником материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы.
Очно-заочная форма обучения предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю и систематические аудиторные занятия в течение всего учебного года.
Получение образования вне школ в форме семейного образования возможно для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Среднее общее образование может быть получено также в форме самообразования.
При обучении в форме семейного образования и самообразования ученик вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе.
Можно ли одновременно числиться в двух разных школах?
Если деятельность онлайн-школы включает проведение обучения по реализации образовательных программ, у онлайн-школы есть лицензия на ведение образовательной деятельности, государственная аккредитация по программам основного общего и среднего общего образования, то можно зачислиться в онлайн-школу официально (с переоформлением документов).
При обучении в онлайн-школе с официальным зачислением заявление о приеме на обучение с приложением всех необходимых документов составляется и отправляется на имя руководителя (директора) онлайн-школы.
Также при переходе на семейное образование ребенок может оставаться зачисленным в предыдущей обычной школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации (или выбрать для прохождения аттестации другую школу), а обучение проходить в онлайн-школе, если она не выдает аттестаты об образовании в связи с отсутствием государственной аккредитации.
Независимо от того, в скольких школах ребенок проходит обучение, в том числе на основании договора об оказании образовательных услуг, аттестат об образовании ему будет выдан один в случае успешного прохождения итоговой аттестации.
Как проводятся контрольные работы, тесты и другие проверочные работы в онлайн-школе?

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление порядка, периодичности, форм проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учеников относится к самостоятельной компетенции онлайн-школы и регулируется локальным правовым актом (регламентом, положением и др.), условиями договора об оказании образовательных услуг.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учениками, как правило, определяются учителем, преподающим предмет, и они отличаются от применяемых в ходе образовательного процесса в обычной школе только тем, что взаимодействие учителя и ученика происходит дистанционно (с использованием электронных технологий) при осуществлении контроля. Формой текущего контроля успеваемости является оценка устного ответа ребенка, его самостоятельной, практической работы, тематического зачета, контрольной работы и др.
Онлайн-школа вправе самостоятельно определять порядок контроля соблюдения условий проведения оценки результатов обучения, а также порядок и формы промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам. Чтобы ученик во время написания контрольных/онлайн-тестирований не списывал, онлайн-школа может потребовать оставить включенными видеокамеру и микрофон в процессе написания — и по поведению ученика, направлению его взгляда опытный педагог уже вполне сможет определить, самостоятельно ли он проходит тест и выполняет задания. В случае сомнений в самостоятельном выполнении письменной контрольной работы учитель вправе провести проверку знаний в устной форме «вопрос-ответ».
Какие бывают аттестации?
В обучении под аттестацией понимают подтверждение уровня знаний, умений и навыков учеников по отношению к объёму и содержанию учебных дисциплин, представленных и утверждённых в учебных планах и учебных программах.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» выделяет два вида аттестации: промежуточную (статья 58) и итоговую (статья 59).
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией учеников. Школа самостоятельно вправе устанавливать в учебном плане формы такой аттестации и определять порядок ее проведения.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учениками образовательной программы. Формы, порядок, сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Учитывается ли территориальный принцип при приеме в школу для прохождения промежуточной и итоговой аттестации?
Закон об образовании в РФ не содержит прямого указания на то, в какую школу должны зачисляться экстерны для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Федеральный закон лишь оговаривает, что ученики на семейной форме образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (ч. 3 ст. 34).
Порядок проведения промежуточной аттестации, ее формы и периодичность устанавливаются локальным нормативным актом школы-партнера (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30 Закона об образовании). Формы государственной итоговой аттестации и порядок ее проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 5 ст. 59 Закона об образовании).
Согласно гарантиям прохождения промежуточной и итоговой аттестации, предоставленным положениями Закона об образовании для экстернов, указанные локальные и нормативные правовые акты должны содержать специальную оговорку о формах, сроках и прочих условиях такой аттестации.
По аналогии с приемом на обучение при приеме для прохождения промежуточной и итоговой аттестации на экстернов также должны распространяться гарантии приема по территориальному принципу.
Как ученики онлайн-школы сдают ОГЭ и ЕГЭ?
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона об образовании в РФ обучение в онлайн-школе в случае выбранной формы семейного образования реализуется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в школе-партнёре в порядке наделения учеников правовым статусом экстернов (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона об образовании в РФ).
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учениками образовательной программы. Формы, порядок, сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования — с 1 сентября 2023 года начинает действовать Приказ Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Для прохождения в школе-партнёре государственной итоговой аттестации родители (законные представители) подают соответствующее письменное заявление на имя директора школы, после чего издается акт (приказ, распоряжение) о приеме экстерна для прохождения государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст. 53 Закона

1 комментарий
Добрый час ,планирую ребенка обучать онлайн ( семейная форма ) .
Нуждаюсь в консультации юриста