Когда ребёнок бросает начатое: как правильно поступить и помочь?
Психология
Время прочтения 13 мин

Когда ребёнок бросает начатое: как правильно поступить и помочь?

Содержание:

«Ему что — ничего не нравится?»

Воспитание детей — это сложное и ответственное занятие, требующее терпения, внимания и понимания со стороны родителей. Иногда дети начинают заниматься чем-то, но потом бросают это дело, не доводя до конца. Это может быть кружок, секция, увлечение или просто задание, которое им нужно было выполнить.

Взрослые обычно смотрят на это с тревогой: «А вдруг он всегда будет всё бросать и никогда ничего не доведёт до конца? Как он будет выполнять то, что от него требуют? Он не сможет найти работу, ведь никто не любит таких людей, которые сначала обещают, а потом не выполняют». Правда ли так и будет или это всё же преувеличение? В чём причина таких отказов?

Психологические аспекты бросать начатое

Психологические аспекты отказа ребёнка от начатого дела могут быть разнообразными и обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Одним из основных моментов, который следует учитывать, является возраст ребёнка и его степень самостоятельности.

Например, маленький ребёнок может просто устать от занятия и потерять интерес к нему, в то время как более старшему ребёнку может не понравиться выбранный вид деятельности или секции.

Часто самостоятельно дети даже не могут разобраться в причинах того, почему нет. И в тот момент, когда они сообщают об этом родителям, накапливается уже столько разного стресса, что они не могут его переварить и выдают только: «Всё, мне не нравится. Больше туда не пойду».

И никакие уговоры в таком случае, как правило, не помогают.

Чтобы помочь себе и ребёнку разобраться, в чём дело, важно понимать основные причины.

Почему дети бросают начатое?

  • В силу физиологии своего возраста

За планирование и контроль, необходимый при принятии решения остаться или приложить какие-либо усилия к этому, отвечает префронтальная кора головного мозга. По словам современных ученых, она созревает только к 23-25 годам жизни человека. А в подростковом возрасте ещё и усиливается эмоциональность за счёт растущего уровня дофамина в прилежащем ядре.

Поэтому детям очень сложно планировать надолго — они часто живут в моменте, поэтому им сложно принять решение, не основываясь на своем сегодняшнем состоянии.

Так что, если ваш подросток внезапно снова что-то бросил, знайте — он это делает не для того, чтобы вас позлить. Ему самому сейчас непросто.

  • Потеря интереса к занятию

Ребенок может начать посещать определенный кружок или секцию под влиянием внешних факторов, таких как желание угодить родителям или друзьям, но по мере продолжения занятий понимает, что ему это неинтересно и скучно.

Недостаток мотивации
  • Недостаток мотивации

Также может иметь физиологические причины, о которых поговорили выше. Но есть и социальные причины нехватки мотивации. Если ребенку не удается достичь поставленных целей или он не видит никаких результатов от занятий, то он может потерять интерес к деятельности и бросить ее. Недостаток поддержки со стороны родителей или тренеров также может стать причиной отказа от занятий.

  • Страх неуспеха

Обычно страх неуспеха проявляется в тех случаях, когда уже был негативный опыт. И теперь ребёнок боится, что у него не получится. Если страх неуспеха очень сильный, и из-за него ребёнок вообще ничего не начинает, то следует обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребёнку, и ситуация не усугублялась.

  • Не нравится тренер (педагог)

Всё строится из отношений. Если нам не нравится наш начальник, то работать становится в разы тяжелее. Если педагог не нашел подхода к ребёнку, то обеим сторонам будет сложно продолжать движение дальше. В конечном итоге, отказаться из неприятной коммуникации — это отличное решение. И здесь со стороны родителей важна поддержка и попытка найти всё-таки своего педагога.

  • Просто поменялись интересы

И такое тоже бывает. Дети находятся в таком возрасте, когда они только ищут и пробуют себя, узнают информацию о себе. И это вполне нормальная ситуация. Поэтому важно обсуждать с ребенком его интересы и желания, чтобы помочь ему выбрать занятие, которое действительно принесет ему удовольствие и пользу.

  • Усталость от учёбы и перегруз

Этого ребёнок точно не скажет родителям сам. Но эту причину важно проверить в самом начале разговора о дополнительных кружках и секциях. В таком случае стоит пересмотреть расписание ребёнка и выделить время на отдых.

Советуем к прочтению: Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Как помочь ребёнку достичь успеха в начатом

Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и мотивацию, чтобы помочь ему достичь успеха в том, что он начал. И, конечно, необходимо помнить, что поддержка и понимание со стороны родителей играют огромную роль в мотивации и долгосрочном интересе ребенка к занятиям.

Есть ряд способов, как помочь ребенку вернуть интерес к занятиям и продолжить начатое дело.

  1. Необходимо выяснить причины его отказа от занятий.
  2. Если ребёнку очень трудно ответить, задать ему наводящие вопросы:

— что именно тебе не нравится?

— какие у тебя отношения с тренером?

— а есть то, что получается у тебя хорошо?

  • Если ребёнок бросает, потому что столкнулся с какой-то трудной задачей, то важно дать поддержку и придумать вместе с ним, как решить сложившуюся ситуацию. Можно также поделиться своим опытом и рассказать, что трудно бывает даже в самом любимом деле.
  • Также важно поддерживать и мотивировать ребенка, поощрять его за усилия в достижении целей. Создание положительного опыта от занятий, поощрение за старания и достижения, а также участие в процессе помощи и поддержки могут стать мощным стимулом для продолжения занятий.
  • Поддержка нужна также и в принятом решении бросить кружок — на это тоже нужно много сил и решимости.

Нужно ли учить ребёнка доводить начатое до конца?

Нужно ли заставлять ребёнка завершить начатое и дойти «до конца»? Или можно ему разрешать бросать всё, что он начинает?

Важно помнить, что действие «заставить ребёнка дойти до конца» может привести к еще большему отторжению со стороны ребёнка и ухудшить отношения. Особенно в подростковом возрасте.

Или можно разрешать ему бросать всё, что начинает? Разумеется, не стоит идти на крайности и разрешать ребенку бросать все занятия без всяких последствий. Важно научить его доводить начатое дело до конца, но при этом быть гибкими и учитывать его интересы и способности.

Ответ на эти вопросы заложены в причинах такого отказа. Где-то нужно согласиться и поискать что-то другое, где-то — поможет внешняя мотивация, где-то — позитивный опыт отказа и отсутствие давления.

Важно учить ребёнка находиться в моменте, когда тебе что-то не нравится, обращаться к себе и разбираться в ситуации.

Например, если ребенок начал заниматься в спортивной секции, но вдруг потерял интерес, можно попробовать выяснить причины этого и вместе поискать альтернативные виды занятий, которые были бы более интересны для ребенка. Таким образом, можно помочь ему найти то, что действительно ему по душе, не заставляя его продолжать что-то, что ему неинтересно.

Здесь важно найти баланс и подходить к каждой ситуации индивидуально. Главное — помнить, что ничего страшного, даже если сейчас у него не получится в этом разобраться, нет. Это всё опыт, который потом ему пригодится.

Каждый ребенок индивидуален, и методы воздействия на него должны быть тоже индивидуальными. Важно уметь отличить, когда ребенку не хватает мотивации и поддержки, чтобы продолжать занятия, и когда он действительно просто не хочет этим заниматься. Помогая ему принимать решения, обсуждая с ним возможные варианты и поддерживая в любой ситуации, мы помогаем ему становиться самостоятельным и уверенным в себе.

Главное — это поддержка, внимание и понимание со стороны родителей. Если ребенок видит, что его родители готовы помочь в любой ситуации, он будет более открытым и готовым идти на контакт.

Понравилась статья?
круто
средне

Комментариев: 2

  • Аля

    Интересно. Родителю полезно это знать

  • Олеся

    Да! Надо в детстве определять причины не до конца доведенные дела, так как это потом отражается во взрослой жизни! Очень Важная тема! Стоит разобрать ее гораздо глубже!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
3 апреля 2024
Автор статьи
Елена Петрова

    Бесплатная неделя занятий
    Зачастую одного занятия не достаточно, чтобы определить, понравилась ли школа ученику, поэтому мы предоставляем доступ к полноценной бесплатной неделе занятий.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
    form free
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Адаптация при переезде и смене школы Адаптация при переезде и смене школы
    13 мин
    Как улучшить почерк у ребенка: советы и рекомендации Как улучшить почерк у ребенка: советы и рекомендации
    9 мин
    Раздражает ребенок: нормально ли это? Раздражает ребенок: нормально ли это?
    10 мин
    Лайфхаки для олимпиадников Лайфхаки для олимпиадников
    16 мин
    Хочу перевестись в другую школу: что делать Хочу перевестись в другую школу: что делать
    6 мин
    Стишки для запоминания правил по школьным предметам Стишки для запоминания правил по школьным предметам
    11 мин
    Ребёнок-нарцисс. Как воспитывать? Ребёнок-нарцисс. Как воспитывать?
    10 мин
    Как гаджеты влияют на детей: польза и вред Как гаджеты влияют на детей: польза и вред
    12 мин
    Топ настольных психологических игр для детей Топ настольных психологических игр для детей
    8 мин