Урок рисования 5 класс: «Ограничение цветовой палитры и плановость»
Рисование
Время прочтения 20 мин
324

Урок рисования 5 класс: «Ограничение цветовой палитры и плановость»

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня наша первая лекция в этом учебном году. Мне хотелось бы с вами повторить какие-то старые темы, которые мы изучали в прошлом. И затронуть новые аспекты, которые мы с вами еще не знаем. Тема нашего сегодняшнего урока называется ограничение цветовой палитры. Но помимо этой темы, мы еще с вами поговорим о плановости.

Ограничение цветовой палитры

Смотрите. В каждой композиции, с которой мы с вами работаем, всегда есть главное и второстепенное. Главное — это то, куда мы смотрим в первую очередь. Это какая-то точка, какой-то объект, куда в первую очередь направляется наш взгляд. Это самое интересное и проработанное место в композиции. Все остальное, что находится рядом с центром с композиционным называется второстепенное. Это объекты и детали, которые помогают вот этому главному раскрыться.

В полной мере они служат поддержкой. Они добавляют интересный ритм в работе, равновесие и заполняют пустые места, если они вдруг остаются. Да, чтобы композиция все равно получилась интересной и проработанной. Главное, композиционный центр мы всегда можем выделить. Так чтобы у нас был привлекал наибольшее количество внимания. И есть самые разные способы, как мы можем этот композиционный центр выделить и сделать максимально интересным. Давайте на эти способы посмотрим наверняка. Вы уже многие из них используете в своих работах. Смотрите.

Композиционный центр

Во-первых, наш композиционный центр мы можем сделать максимально контрастным и выразительным. Например, вся работа может быть в темных тонах. Написанное, но самое яркое выразительное место, которое вам нужно показать, акцентировать внимание на нем вы можете сделать самым ярким-самым светлым. И таким образом, светлое пятно на темном фоне у вас будет привлекать внимание. Оно будет у вас самым выразительным местом.

Наоборот, вы можете нарисовать в целом светлую картинку. И самое главное, сделать максимально темным и бросается глаза тоже как раз вот этот контраст темного и светлого. Также мы можем выделить наш композиционный центр при помощи яркого цвета яркого пятна. Например, вся картиночка у вас в пастельных нежных тонах, и какое-то самое важное место вы выделяете. Добавляя туда оттенки, оранжевого, красного, зеленого, и так далее. И на это место мы начинаем смотреть больше всего. В первую очередь замечаем именно его. А уже потом начинаем разглядывать все остальное.

Все, что это место окружает, также самый главный объект в композиции мы можем выделить с вами размером. Во-первых, Мы можем сделать в принципе какой-то предмет самым крупным, и в первую очередь тоже будем смотреть на него. Во-вторых, мы можем сделать этот предмет максимально интересной формы. Таким образом наш взгляд, будет цепляться за какую-то необычную форму. Мы будем сначала этот предмет разглядывать, а потом уже посмотрим на все остальное. Важно при этом чтобы и второстепенные вещи в композиции были тоже более менее интересными. Чтобы работу хотелось разглядывать, чтобы она была интересно сделана по ритму. Например, чередовался цвет и тень. Чтобы не только самое главное у вас было прописано, но и какие-то окружающие детали, уделяйте им свое внимание. Таким образом, вся работа будет смотреться целиком хорошо.

Главное и всторостпенное не должны спорить друг с другом. Вместе они образовывают единый ансамбль и передавают вашу задумку. Работа будет выглядеть целостно, нужно чтобы главное было неотделимо от второстепенного. И наоборот, чтобы второстепенное помогало главному. Если мы с вами будем говорить именно о композиции, которую Вы рисуете в цвете, то красками добиться такой целостности часто помогает ограничения цветовой палитры.

Открываем коробку с красками. У нас начинающих художников очень часто возникает соблазн использовать все имеющиеся в наборе цвета. Например, раскрасить голубое небо голубым цветом, красные цветы-красным цветом, зеленое поле-зеленым и т.д. То есть используя конкретный цвет для какого-то конкретного объекта. Но в таком случае очень часто картина начинает быть похожей на раскраску. Слишком много получается цветов, они все одинаковые, яркие. Даже не совсем понятно, что здесь главное, что второстепенное. Да, хочется смотреть и вправо, и влево, изучать все места в работе. Лучше всего, когда художники немножечко ограничивают себя и используют более сложные оттенки цвета. Сознательно убирают цвета, даже если они им очень нравятся, но которые не помогут им создать свое произведение.

Например, вот если вы сравните две этих работы. Слева вы можете заметить, что автор использует очень много ярких оттенков. Они начинают друг с другом спорить. Здесь есть и ярко синий и ярко красный, ярко зеленый, и непонятно, какой из этих цветов должен быть доминирующим. Здесь одинаково ярким выделен и композиционный центр, и второстепенные детали.

Но если мы посмотрим на работу справа. Здесь сразу видно, что художник отказался от большого количества ярких цветов. Почти нет оттенков синего, почти нет оттенков ярко красного и зеленого. Здесь есть песочный, болотно-зеленый, изумрудный на дальнем плане, и легкое в дымке голубое небо. Вот этих цветов здесь, я думаю, цвета три или четыре. Используется голубой, зеленый, коричневый и желтый. И вот этих цветов достаточно, чтобы передать состояниепасмурного дня. И можете сравнить эти работы и проанализировать, какая из них вам кажется наиболее реалистичный, собранной по цвету и живописной.

Я думаю, что вот как раз работа справа она кажется наиболее живописной, потому что здесь использованы более сложные тонкие оттенки и цветовая драма. Гамма здесь как раз ограничивается и для создания тонких живописных и цельных композиций нам зачастую вообще не нужны слишком яркие и сочные цвета, и либо они нам пригождаются, но в очень маленьком количестве. Да не целая коробка, а буквально 1 цвета. Их в принципе достаточно. Приходится вот нам от каких то баночек с красками специально отказываться, чтобы работа выглядела наиболее цельной и реалистичной. И, например, вы рисуете какой то холодный пасмурный день. Вы можете подумать, какие вам нужны цвета, чтобы передать вот это пасмурное состояние. Скорее всего, вы будете использовать какие то холодные оттенки синего, холодный серый оттенок, холодный, зеленый, бордовый, может быть, какой то какие то оттенки коричневого.

Но вам здесь совсем не помогут ярко оранжевый цвет, ярко желтый, ярко красный и так далее. И например, если вы рисуете напротив какой то яркий солнечный полдень, здесь вам лучше отказаться каких то холодных фиолетовых синих оттенков и больше внимания уделить оттенков желтого, оранжевого, салатового зеленого. Да? То есть мы смотрим на то, какую нам нужно передать задумку, как какое состояние нам нужно передать в работе. Например, теплый или холодный. И уже исходя из этого мы выбираем цвета, которые нам в этом помогут. Соответственно теплые цвета или холодные цвета, но или хотя бы какую то не цветовую гамму для себя определяем. И какие то цвета мы не используем.

Вот, например, работа справа. Вроде бы она такая яркая, солнечная, но при этом в принципе ее можно написать буквально четырьмя красками: синим, желтым, красным и голубым, голубою рассказал, синий, желтый, красный и черный вот то есть буквально 4 цвета. Если мы будем их смешивать в разных пропорциях, то у нас получится приблизительно такая картинка. Здесь на самом деле не не так уж и много каких то ярких цветов, которые прямо из баночки нужно брать. Здесь много смесей. То есть мы берем желтые, берем синий, получается зеленый. Мы берем смешиваем с синим. Получается у нас красивый голубой оттенок. Там, не знаю. Черный смешиваем с желтым, получается такой болотной зеленый и таким образом мы можем как то какую то картинку красивую живописную создать. И часто художники выполняют упражнения на ограничение цветовой гаммы на ограничение цветовой палитры. Например, им разрешается использовать в какой то работе, которую они рисуют всего 4 краски.

Стандартный набор — это красный, желтый, черный и белый, красный желтый. Мы с вами никак не можем получить путем смешивания одного цвета с другим.

Это такие первоначальные цвета — это такая первоначальная цветовая группа. К ним относятся еще синий, но в принципе в данном случае у нас есть черный и белый цвет, и если мы их смешаем, то у нас получится такой серый оттенок, который может выполнять роль холодного оттенка, заменяя синий. То есть когда мы делаем такое упражнение, у нас всего 4 краски: красный, желтый, белый и черный.

Смотрите, сколько разных оттенков мы можем получить путем смешивания одного цвета с другим. Белый смешиваем с черным, получается оттенки серого: красный — с белым — получаем розовенький. Да белый с желтым, светло желтый, красный, желтый, оранжевый и так далее. Неожиданная вот смотрите, неожиданная смесь желтый с черным дает нам зеленоватый оттенок. Это тоже можно использовать будет в своих работах, если вам нужно нарисовать какую то летнюю лужайку, вы можете брать не чисто зеленый оттенок из баночки, а добавлять туда вот такой болотный зеленый, который получается до путем добавления черного и у вас будет уже намного живописнее, ваша лужайка или трава, или какие то деревья, которые вы рисуете, и вот вы можете сравнить в следующем натюрморте.

Очень часто вообще можно получать интересные цветовые сочетания. И как бы открытие да совершать благодаря таким вот интересным работам с цветом. Например, если мы используем чистый цвет из баночки в данном натюрморте — чистый цвет — коричневый мы кладем на белую бумагу, то он нам кажется ярким, теплым, но если мы этот коричневый смешиваем с белилами до добавляем белую краску, то этот цвет уже становится холодным. И вот на таком контрасте теплые и холодные у нас уже получается передать состояние в натюрморте. Да, какое то даже освещение.

Давайте посмотрим еще на несколько примеров работ с ярко выраженной ограниченной цветовой палитрой есть еще прекрасный пример ограничения живописной палитры — это работы Клода Моне мастер импрессионизма, который часто обращался в принципе к одним и тем же сюжетом, достаточно простым видом, но он использовал в каждой своей работе самые разные подходы к цвету и благодаря определенному набору красок. Благодаря различному использованию белой краски добавлением где то темных оттенков светлых оттенков он каждый раз передавал абсолютно разные состояния погоды: природы: где то туман, у него получался где то пасмурный день, где то яркий солнечный день, где то красивый закат. И вот таким образом, ограничивая цветовую гамму, мы можем с вами передавать самые разные состояния, и для этого абсолютно не обязательно использовать все цвета, которые у вас есть в наборе. И когда мы с вами говорим о рисовании пейзажей, вам важно еще передавать.

Помимо какого то цветового состояния, можно еще уметь передавать пространство своей работе. Когда мы говорим о пространстве, нам важно показать в рисунке плановость — такое плановость — это у нас разделение пространства в рисунке на несколько планов или на несколько сцен. Наиболее легко я думаю показать, что такое плановость при помощи вот такой вот фотографии с горами. Здесь несколько слоев гор находится на переднем плане.

На переднем плане горы-максимально четкие, яркие, темные. Чем дальше они от нас отдаляется тем не более бледные, более невесомые,они становятся. Растворяются вот в этой дымки, вот в этом тумане. Таким образом у нас получается несколько планов. До передний план — он наиболее выразительный, наиболее темный контрастный. Резкий средний план — он уже не такой яркий, не такой резкий, не такой контрастный, он посветлее. И дальний план у нас максимально бледный.

Теперь давайте посмотрим вот на следующую фотографию. Проанализируйте, что здесь находится на переднем плане, что находится на среднем и что находится на дальнем. Каким образом в фотография передает передний план. Он у нас состоит из полянки, на которой растут деревья, и на среднем плане мы видимс вами деревья с маленьким домиком. А на дальнем плане у нас видны горы и здесь вот плановость тоже очень хорошо заметно, потому чтона переднем плане мы видим все максимально четким, ярким здесь много теплых оттенков до солнца. Сюда попадает на среднем плане все уже такое бледное. Практически растворяется в дымке, какие-то детали уже перестаем с вами видеть, более холодные оттенки добавляются.

Понятно, что эта фотография здесь бессознательная. Тут скорее фотограф запечатлел то, что видел на самом деле. Когда мы с вами рисуем, мы передаем в принципе все те же самые законы. Например, физически все дело в том, что на дальнем плане у нас сгущается воздух, молекулы воздуха. Они содержат в себе еще молекулы воды, и поэтому мы из-за этой воды воспринимаем дальний план более холодным и бледным. Вот и вы можете посмотреть именно примеры уже картин разных художников. Вы можете посмотреть, чем все вот эти планы. Передние и средние и дальние друг от друга отличаются.

Прежде всего они отличаются по тону. Кроме того, передний план у нас максимально яркий и контрастный, затем на переднем плане у нас все более четко, а на дальнем плане все более размытое. Точно так же, как в жизни. Итак, посмотрим снова на фотографию. На дальнем плане силуэту уже не такие четкие, не такие подробные, не такие проработанные, а на переднем все максимально детализировано. И также зачастую передний план он более теплый по своим оттенком, а дальний план-более холодный.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с двумя новыми темами с ограничением цветовой палитры. С тем, для чего это нужно, как это помогает в вашей живописи. Как это помогает сделать живопись наиболее реалистичной, красивой, гармоничной, и цельный. Также мы немножко поговорили о том, что такое плановость и как передний план средний и дальний отличаются друг от друга. Мы с вами эти темы еще обязательно проработаем на наших следующих уроках. Они обязательно пригодятся. Кроме того, я вам всем желаю большого вдохновения творческих успехов. Увидимся с вами на наших занятиях. Всем пока.

Хотите научиться рисовать как настоящие профессионалы?
Приходите к нам в Художественную Школу № 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
20 июля 2022
Автор статьи
Елизавета Минина

    Бесплатное пробное занятие

    Если у вас возникли вопросы, вы можете позвонить по телефону горячей линии: 8 (800) 600-69-47. Звонок по РФ бесплатный. Либо заполните форму, и мы свяжемся с вами!

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку
    персональных данных
    form free

    Похожие статьи

    Как нарисовать корабль Как нарисовать корабль
    3 мин
    4
    Как нарисовать море Как нарисовать море
    5 мин
    29
    Как нарисовать вазу Как нарисовать вазу
    4 мин
    35
    Как нарисовать попугая Как нарисовать попугая
    1 мин
    36
    Как нарисовать птицу Как нарисовать птицу
    4 мин
    43
    Как нарисовать сову Как нарисовать сову
    5 мин
    42
    Как нарисовать пони Как нарисовать пони
    3 мин
    27
    Как нарисовать озеро Как нарисовать озеро
    1 мин
    47
    Как нарисовать мишку Как нарисовать мишку
    4 мин
    43
    Как нарисовать тигра Как нарисовать тигра
    3 мин
    61
    Как нарисовать льва Как нарисовать льва
    5 мин
    61
    Урок рисования 8 класс: «Фигура в интерьере» Урок рисования 8 класс: «Фигура в интерьере»
    5 мин
    52