Урок рисования 2 класс: «Сошествие святого духа»
Рисование
Время прочтения 30 мин
90

Урок рисования 2 класс: «Сошествие святого духа»

Ребята, всем привет!

Меня зовут Эльвира и мы сегодня  будем проходить библейский сюжет. Мы поговорим о том, что  произошло после вознесения Иисуса Христа.  Тема нашего урока — это сошествие Святого духа на апостолов. Прежде всего я вам расскажу историю, что там произошло, а после этого во второй части, я покажу,  как этот  сюжет изображали различные  художники на своих произведениях. 

Итак, что вообще произошло после вознесения Иисуса Христа. Во-первых Апостолы возвратились в  Иерусалим и стали ожидать исполнения слов  Иисуса Христа. Святой дух сошел на них и дал им особую силу. Во-вторых они должны были пойти по всей территории, во  все уголки мира и рассказывать, что нужно видеть его Иисуса Христа. И вот, на десятый день после вознесения или в пятидесятый день после Воскресения Христова, слова Спасителя исполнились.

Праздник пятидесятницы

 В этот день праздновали пятидесятницы — один из великих иудейских праздников божьей матери и апостолов. Они собрались, как обычно, в горнице для молитвы, и в девятом часу  утра послышался шум. Похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед  за шумом над головами апостолов и Божьей Матери появились огненные языки чудесного  пламени. Которые светились, но не обжигали.  Конечно, это был такой видимый знак того,  что на них  нисходит дух Святой.

И давайте обратим внимание, почему именно Святой дух сошел в виде огненных языков на  апостолов. Почему святой дух Троицы являет себя именно в виде огня. А дело в том, что это  символ того огня, который должен разгореться в душе каждого верующего человека и,  соответственно, согреться любовью к Богу. Поэтому весь человек он должен как раз таки  переродиться, стать новым христианином.

Апостолы

 Он привлек, безусловно, внимание всех, кто был рядом. Толпа паломников собралась скоро у этого дома огромная, они прибыли на праздник в Иерусалим многих стран.  Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке. Тем не менее все удивлялись и изумлялись. Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми  людьми, даже часто не учеными. Они стали говорить на разных языках, которые  никогда раньше они не учили и которые раньше никогда не понимали. До этого момента тут  определенно было чему удивиться и чудо объясняли по-разному.  После этого апостол  Петр неожиданно  для самого себя произнес первую в свою жизнь проповедь.

 Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, который проповедовал свое божественное учение,  который был распят и на третий день воскрес. Спаситель, как и обещал,  послал с неба духа святого, который наделил апостолов способностью говорить на разных языках. «И вот  так обычный, не ученый рыбак сказал с помощью святого духа».  Именно поэтому слова Петра так  глубоко проникали в сердца всех людей,  которые стояли рядом.  После его проповеди около 3000 человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли  святое крещение. Так было положено начало самой церкви.  Кроме того День Сошествия Святого духа   принято считать  днем рождения церкви. После этого апостолы  стали совершенно  другими людьми.

Сошествие святого духа

Они в буквальном смысле переродились. Помним тех учеников господа, которые впали в отчаяние, когда вообще узнали окрестность смерти и погребения своего учителя. Ученики не верили в его  воскресение, хотя об этом им не раз говорил сам Иисус Христос. А теперь они были уже совсем  другими людьми.  Людьми крепкой веры,  они были проповедниками  слова  Иисуса Христа, своего учителя. Апостолы знали, что их жизнь будет полна  и насмешек, и побоев, и издевательств, что она не будет простой и будет заключать в темнице.  Каждого ждет огромное количество страданий впереди. 

И в этих грядущих испытаниях  укреплял,  поддерживал и утешал апостолов,  давал им мужество и терпение их учитель. Поэтому то Иисус Христос и  послал своим ученикам святого  духа утешителя. Теперь уже никто и ничто не могло остановить  апостолов в их большом великом  деле, то есть распространении учений Иисуса Христа по всему  миру. Они были и распяты на  крестах,  и их и зажигали на кострах, они гибли под грудой камней и  различных других ситуаций. Но они были все равно очень сильны духом. Первые христиане жили  очень хорошо, правильно, благочестиво и каждый день они молились и прочищались. 

Дополнительные трактовки

Они очень любили друг друга и старались во всем помогать. Со дня Сошествия Святого духа на  апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всему миру. Число верующих  Иисуса Христа днем за днем увеличилось. Апостолы проповедовали христианское учение  только  в Палестине, а потом они решили разойтись по всему миру. Они бросили жребий кому куда нужно было идти, и, соответственно, так и разошлись по разным сторонам. А вот сошествию Святого духа на апостолов посвящен великий церковный праздник Святой Троицы.  Его еще называют Пятидесятница. Поэтому он  постоянного  дня не имеет, а отмечается он на пятидесятый день после Пасхи.  Или на десятый день после вознесения, и  поэтому соответственно, его и называют пятидесятницы. Почему его вообще именуют троицей?

Изображение сюжета в искусстве

Потому что в этот день считается, что  церковь прославляет все 3 лица: Бога отца, Бога сына  и Бога  духа святого, который проявил себя в этот день. Ну что, а теперь давайте  посмотрим,  как вообще  этот сюжет изображали  в искусстве. И начнем мы, как обычно, с самых древних времен и пойдем к более современным. Где то еще с шестого века вообще появляется некоторое изображение этого  сюжета. Появляется правила изображения  и Сошествие Святого духа, соответственно, можно встретить. Например, в Евангелии, в мозаиках или фресках. О формировании  какого-то четкого канона  здесь  еще рано  говорить,  но так или иначе,  мы все равно  можем  рассмотреть, что здесь происходит. Ведь некоторые элементы, которые используются  художником, уже в дальнейшем будут утверждены. Также этих правил  будут придерживаться различные другие авторы. 

Примеры изображений

Итак, давайте посмотрим вот на это изображение, которое перед вами — это Евангелие Рабулы шестого века.  Здесь мы видим сошествие святого духа.  Традиционно будет изображаться Сионская горница. Иллюстратор этого кодекса  изобразила полусферу, которая например символизирует  сводчатое здание. Внутри уже стоит группа настоящих апостолов, рядом друг с  другом и богоматерь посередине. Ее одежда отличается по цвету, но также по цвету  отличается еще ее нимб он золотой, а вот у апостолов нимбы голубые. Сверху на голову Богоматери опускается голубь святого духа. 

Это будет достаточно частое явление, и в основном все  будет изображаться именно в виде голубя. И этот голубь он разливает над ней лучи на такую груду лучей.  И кроме того,  над головой  у каждого из апостолов и самой Богоматери изображены огненные языки. Апостолов в этой сцене обратите внимание 12. Давайте вспоминать, ведь их всего было 12 апостолов минус один  Иуда, которые предал их должно же быть 11, но нет, их 12. Дело в том, что нашли еще одного  апостола вместо Иуды, и он был избран по жребию в качестве этого самого двенадцатого апостола. Это очень важная цифра  в христианском искусстве.

Джотто

И вот одним из таких изображений является фреска Джотто. Это фреска находится в в Капелле дельАрена в Скавене. Джотто изобразил в этой церкви целый цикл произведений, связанных с деянием  Иисуса Христа и того, что происходило в Новом завете. 

 Здесь достаточно спокойный повествовательный характер, как собственно, и в сцене  воскресенье. Он позволяет положить что она включена в цикл с целью как раз таки довести всю  историю до конца, доказать, что имеют «хороший конец». Ведь то учение, которое привнес Иисус  Христос, оно пошло дальше. Появилось очень много людей, которые верят в Иисуса Христа, как,  собственно, и в сцене Тайной вечери. Вот, например, здесь все апостолы, они сидят кругом в таком архитектурном сооружении.  Внешне они не похожи на какие-то бестелесные  образы средневекового искусства. Они здесь достаточно объемные, очень реалистичные и каждый  представляет какой-то определенный  психологический тип. У каждого есть своя личность. 

Дуччо

Давайте посмотрим на еще одно изображение с этим сюжетом. Это работа другого автора раннего ренессанса, и его зовут Дуччо. Здесь  мы в центре видим богоматерь и вокруг сидят  апостолы. И роль Богоматери здесь достаточно символическая. Вероятно, Богоматерь здесь может вообще олицетворять саму церковь, а возможно, она даже предстает духовной матерью апостолов. В верхней части иконы Дуччо изображает лучи света или пламени.  Здесь мы как раз таки  видим вот эти вот лучики.  Которые спускаются на каждого из апостолов и над их головами языки пламени. Все по канону. По правилу апостолы очень  часто будут изображаться  подковообразно.  Да как будто бы они в таком полукруге находятся. 

 Также этот сюжет может располагаться, например, и в куполе собора. Здесь уже все происходит  несколько иначе. Весь купол поделили на 12 частей. В каждой части мы видим конкретного  апостола. И к нему спускается тот самый огонек просто вот такой вот полосочкой.  И огонек спускается от голубя и такого вот престола. 

Тициан

Вот здесь мы уже можем посмотреть на произведение высокого возрождения. Это такой хорошо известный художник, его зовут Тициан. Он изобразил тоже Сошествие Святого  духа на апостолов. Написал он эту картину для главного алтаря, и у нее достаточно  интересная история.   Дело в том, что первый вариант этой картины заказчик не принял. Он просто  отказался от оплаты под тем предлогом, что работа  покрылась плесенью и плохо выполнена  технически.

В итоге Тициан был вынужден искать защиту у высшей церкви,  о чем, свидетельствует  его письмо кардиналу в декабре 1544 года. Но истинная же причина этого конфликта заключалась совсем в другом. Дело в том, что в те годы в церковных кругах разгорелась очень  оживленная дискуссия вокруг понимания этой трагичности. Понимания  Святой троицы Бога отца,  Бога, сына и Святого духа.  Сам того не желая, Тициан случайно вовлекся в эту дискуссию и в богословские  споры. Которые его даже не очень  сильно волновали,  а  полотно ему пришлось  переписывать.

 Сами представьте, что в эпоху Возрождения были некоторые отхождения от того, как  изображалось это, например, в иконописи. Соответственно, можно было как-то изобразить святой дух в виде человека, в виде  рук, в виде еще чего-то, как и бога-отца соответственно. Но  пришлось оставить именно такой вариант. Как обычно, здесь художник показывает его в виде языков пламени поверх фигур на картине,  на которую уже с ним сошла это  благодать. Здесь мы введем компактную группу апостолов вокруг Богоматери, которая образует  такую некоторую пирамиду. И вершины этой пирамиды как раз таки является тот самый голубь.  Очень любопытно, что здесь также присутствует обрамление. Это такая арка, безумно красивая  рельефами, и художник написал ее очень хорошо. И обратите внимание, как интересно здесь  падает свет. 

Дюрер

 А вот, например, можем посмотреть гравюру Дюрера. Здесь  мы видим сошествие Святого духа, в центре просто находится богоматерь, это совершенно уже другая композиция. Они уже не так все вместе плотненько стоят, а здесь они уже разбросаны по всему пространству.  Даже есть ощущение, что  Святой дух  опустился не только на эти 12  апостолов, но на самом деле  он зажег веру  в сердцах,  в головах, в душах многих еще других людей.

Эль Греко

 Другая работа, которую я вам очень хочу показать, это произведение Эль Греко и соответственно, оно также называется «сошествие Святого духа на апостолов».  Во-первых одно из наиболее известных  произведений Эль Греко, которое было создано в поздний период.  Мы здесь видим очень  динамическую композицию, и она буквально  развертывается снизу вверх, что вообще очень  свойственно было для Elecrace.  Во-вторы он очень  любил вытягивать  фигуры, и вообще любил именно  вертикальные форматы. Кроме того особого внимания  здесь заслуживает характерный для позднего  эль-греко тип судорожного движения.  Как будто бы сквозь человека пропущен какой-то заряд энергии электрического тока,  в него ударила молния. 

Вся структура этой пятидесятницы всего этого полотна, строится на ритме движения и застылости.  Оцепенелости и одухотворенность вот на таких контрастах динамики и статичности. Он также не отступает от изображения евангельского сюжета. Поэтому дух Святой представлен именно в виде голубя, а центральное место композиция занимает Мария. Которая  благоговейно смотрит куда-то вверх в окружении остальных учеников  Христа.

Тут есть также очень интересные детали. Посмотрите внимательно на лицо этого человека, второго справа в верхнем ряду. Он прямо смотрит на нас, его сложно не заметить. Лысый  старик с белой бородой, и считается, что это портрет самого Эль Греко. Посмотрите,  он его повторил  вот в этом произведении «обручение Богоматери».  Здесь он третий справа, но снова же мы видим то же самое лицо, позу  тот же самый поворот. 

Изображение сюжета в иконах

А как же изображался этот сюжет в иконах? Давайте тоже посмотрим. Перед вами Икона  Сошествия Святого духа — это новгородская икона пятнадцатого века,  и на иконе здесь  изображается 12 апостолов.  Вверху полукруг, который обозначает небеса. После этого полукруга спускаются огненные языки, а  прямо под ним, на престоле Богородица. По преданию, в детстве Мария соткала такую ткань для Иерусалимского храма.  А в момент смерти Христа она разорвалась  и причем таким образом провела линию между ветхим и новым заветом. Например, в некоторых иконах Богоматерь  изображать  не  будут и вместо нее будет просто  пустое место. Прежде всего это то самое место  для  духа Иисуса   Христа в нижней части внутри вот такой вот подковы образной композиции. Здесь она еще ярче  проявляется. Внизу оставлено темное пространство. Оно обозначает первый этаж дома в  Иерусалиме. Собственно, где вообще произошло событие, и оно может оставаться незаполненным, ассоциируясь таким вот образом с пустой гробницей Иисуса Христа.

Оно заполняется различными людьми, но также там может и изображаться вот такая вот фигура царя.  У этого царя обычно можно увидеть 13 маленьких свитков на полотне. Даже  существует трактовка этого образа как Давида. Считается, что расположена на первом этаже под Сионской горницей. Но также и традиционным толкованием является  понимание царя просто как образа народа, которому  посвящена та самая проповедь этих  апостолов. 

Он является представителем, в руках царь держит краски, растянутое покрывало, на  котором уложено 12 слитков, и они символизируют апостольскую проповедь. Поэтому есть даже  некоторое толкование этой фигуры, царь, как космос, который управляет всеми людьми.

Врубель

В заключении произведение, которое мы сегодня разберем, это  сошествии Святого духа на Апостолов Михаила Александровича Врубеля.  Он написал это произведение для Кирилловской церкви Киева. Очень интересная история у этого произведения. Дело в том, что эта работа одна из самых ранних,  он тогда был еще неизвестным художника. Прежде всего Адриану Прахму было поручено  восстановить фрески двенадцатого века, которые находились в этой китайской  церкви. 

Также ему понадобился художник, который сможет вдохнуть жизнь в древнерусскую роспись  фресок. Воссоздать их первоначальный смысл и добавить кое-что свое.  И для этого этот искусствовед Адриан Прахов отправляется в Петербург к своему другу и  преподавателю академии искусств с просьбой найти такого художника. Именно тогда Прахов и встретил еще совсем никому неизвестного молодого художника  Михаила Врубеля. Который впоследствии был приглашен для работы в Киеве.  Так он и взялся за это произведение. 

Заключение

Во-первых оно украшает цилиндрический слой Кирилловской церкви как раз таки  под стать этой форме произведения.  Во-вторых соблюдает иконографическую схему,  которую мы  видели с вами до этого, так как он все-таки отталкивался от древних  миниатюр Евангелие. И известно даже, что у апостолов,  были свои живые прототипы. Некоторые люди могли прийти и посмотреть на эту  фреску и  увидеть там своих знакомых. Здесь мы видим 12 сидящих апостолов. Они расположены полукругом традиционным образом.

Посередине возвышается фигура  Богоматери, все в синем одеянии.  В  целом в работе преобладает синяя цветовая палитра. Синеватый фон, бледно-голубые одеяния апостолов. Особенно здесь выделяется золотой цвет,  который излучается от  святого духа в виде голубя.  Другими словами, если присмотреться к одежде апостолов, то можно  заметить как будто бы необычную часть свечений  фигур апостолов.  Они охвачены, безусловно, каким-то душевным ликованием,  душевным впечатлением,  которое выражается у каждого абсурда по-своему. Тем не менее Врубель передает эмоции с помощью жестов. У одних апостолов руки напряженно стиснуты, у других прижаты к  сердцу, или в раздумье опущены, или же прикасаются к руке сидящего рядом. Благодаря  этим жестам Врубель смог передать настроение и характер каждого из этих персонажей. Вот мы с  вами и разобрали все сюжеты. Надеюсь вам понравилось, пока пока!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
28 декабря 2022
Автор статьи
Елизавета Минина

    Бесплатная неделя занятий
    Зачастую одного занятия не достаточно, чтобы определить, понравилась ли школа ученику, поэтому мы предоставляем доступ к полноценной бесплатной неделе занятий.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку
    персональных данных
    form free

    Похожие статьи

    Как нарисовать ёлку Как нарисовать ёлку
    3 мин
    4
    Как нарисовать лес Как нарисовать лес
    5 мин
    33
    Урок рисования 2 класс: «Асимметрия» Урок рисования 2 класс: «Асимметрия»
    11 мин
    38
    Как нарисовать сердце Как нарисовать сердце
    4 мин
    51
    Как нарисовать кита Как нарисовать кита
    4 мин
    45
    Как нарисовать самолёт Как нарисовать самолёт
    2 мин
    61
    Как нарисовать ромашку Как нарисовать ромашку
    1 мин
    41
    Этап 1. Композиция Этап 1. Композиция
    3 мин
    53
    Как нарисовать летучую мышь Как нарисовать летучую мышь
    3 мин
    71
    Как нарисовать воду Как нарисовать воду
    3 мин
    672
    Как нарисовать замок Как нарисовать замок
    1 мин
    674
    Как нарисовать маску Как нарисовать маску
    5 мин
    128