Иван Константинович Айвазовский
Рисование
Время прочтения 11 мин

Иван Константинович Айвазовский

Детство и начало обучения

Иван Айвазовский родился в Феодосии у торговца-армянина. Он полюбил рисовать, когда был совсем маленький, и так получилось, что местный архитектор обучал его основам живописи. Дальше в 1831 году его приняли в Таврическую гимназию, где он продолжил изучать живопись, а в 1833 году поступил в Академию художеств в Петербурге и обучался в М.Н.Воробьёва – известного пейзажиста – и Ф. Таннера – мариниста из Франции. Таннер стал наиболее значимой фигурой в жизни Айвазовского, потому что именно он показал юному художнику основы изображения воды на бумаге. 

Айвазовский ещё на начало учёбы в академии увлекался написанием воды – в самом начале он сделал выставку из 5 морских пейзажей – она получила положительные отклики критиков. В 1835 года Иван получил серебряную медаль второго достоинства за «Воздух над морем», а в 1837 году – Большую золотую медаль и звание художника за «Большой рейд в Кронштадте» и «Штиль на Финском заливе». После присуждения таких наград Айвазовскому предложили написать пейзажи Крыма, и он отправился туда. В Крыму художник познакомился с Корниловым, Лазаревым и Нахимовым – эти встречи стали предпосылкой изучения морской батальной живописи и написания ряда известных картин.

Успех в Европе

Чтобы усовершенствовать своё образование Айвазовский отправился в Рим в 1840 г. За время обучения он посетил все известные города Европы и погрузился в изучение искусства в Риме, Флоренции, Венеции и Неаполе. Довольно быстро он стал известным, а его выставки проходили во многих городах мира. Предопределяющей его карьеру стала выставка в Париже в 1943 г. – там «Буря», «Неополитанская ночь» и «Хаос» принесли ему ошеломляющий успех. «Хаос» купил Ватикан, а папа римский Григорий XVI вручил Айвазовскому золотую медаль. Выставка в Лувре произвела такое впечатление, что художника наградили даже орденом Почетного легион – это был первый случай награждения иностранного художника. 

В России

Айвазовский вернулся в Россию в 1844 г. уже признанным мастером – на тот момент он был академиком в Академиях художеств в Риме, Париже и Амстердаме.

На родине он таккже получил звание академика (1845 г.), профессора (1847г.), почетного члена Академии художеств (1887 г.), стал живописцем Главного морского штаба, и даже отправился в экспедицию с Ф.П.Литке – тогда он побывал в Греции, Турции и Малой Азии.

Иван Константинович мог передать силу и красоту моря через романтические черты, как в картине «Девятый вал», и его величие и мощь, как на полотне «Чесменский бой». Эта батальная картина повествует о победе русского флота в морских сражениях. 

Родина не оставляла сердце художника, и в 1865 г. он открыл в Феодосии художественную школу. Он работал и не переставал писать – уже в 1867 году он стал писать цикл картин о жителях острова Крит, а в 1880 г. он основал в Феодосии картинную галерею. Кроме этого Айвазовский построил археологический музей и организовал первую библиотеку. 

Свои последние годы жизни художник провёл в Феодосии – на своей малой родине. 

Самые известные работы художника:

  1. «Девятый вал», 1850 г.

После многочисленного общения с моряками, услышав все их  истории, версии событий и легенды о морских приключениях появляется картина «Девятый вал». Согласно одному рассказу во время шторма есть всегда одна волна, которая отличается своей силой и разрушительностью – легенды гласят, что в Древней Греции эта волна была третьей по счёту, в Древнем Риме – десятая, а у большинства моряков сейчас вызывает настоящий ужас именно девятая волна. 

Эта картина отображает и личные переживания художника. В 1844 г. В Бискайском заливе он попал в сильную бурю, а судно, на котором был Айвазовский считали утонувшим.

На картине маринист изображает людей после кораблекрушения и море после сильного шторма. Огромные волны в лучах солнца производят сильное впечатление, и та видна самая большая волна, которая готова снова обрушиться на спасающихся людей. 

Надежду на этой картине вселяет то, что люди на обрушенной мачте живы и могут бороться за свою жизнь. Возможно, они ещё смогут спастись. 

Иван Константинович Айвазовский

2. «Черное море», 1881 г.

На этой картине можно увидеть знаменитую «волну Айвазовского» – волну с пенистыми гребешками – и безграничное морское пространство. 

Посреди морской стихии – могучей, богатой, яркой, глубокой – можно увидеть парус. Это символ человека – беспомощного перед мирозданием и стихией и при этом жаждущего странствий и приключений.

Иван Константинович Айвазовский

3. «Среди волн», 1898 г.

Изначально на этой картине среди бушующих волн была написана маленькая шлюпка с моряками – они смогли на ней спастись после кораблекрушения. Но в финальной версии картины шлюпки нет: дело в том, что морской офицер, родственник Айвазовского, увидев шлюпку, сказал, что она никак не могла бы удержать все моряков на себе – настолько она была хрупкая. Иван Константинович всегда стремился к точному изображению реальности, и поэтому убрал шлюпку совсем, оставив только бушующее море как символ силы стихии.

На полотне вода кажется невероятно живой – подобранный оттенки от нежных и светлых до глубоких и насыщенных помогает передать настроение моря.

Иван Константинович Айвазовский

4. «Радуга», 1873 г.

В основном, творчество Айвазовского окрашено романтическими чертами. Его всегда интересовало море в разных своих состояниях: бури и шторма, спокойствия и света. На этой картине художник изобразил радугу, зависшую над бушующем морем – она окрасил брызги воды и предала им другой оттенок и другое настроение. 

Здесь высокая волна, которая пытается поборот спасающихся людей, снова становится главным героем истории, но волна освещена совсем иначе  – она преображается в романтическом радужном свете.

Иван Константинович Айвазовский

5. «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

Этот исторический момент победы брига над турецкой эскадрой произошёл 14 мая 1829 г. Тогда на борту «Меркурия» было всего 19 орудий, а надвигающиеся на него быстроходные турецкие корабли – 200 орудий. Благодаря руководству А.И. Казарского и силе команды спустя 2 часа бриг повредил опоры турецкого «Реал-бея» и мачта упала за борт. После этого бой продолжался наедине с «Селимие» – «Меркурий» нанёс похожие удары, мачты уже этого корабля рухнула в воду и корабль не смог дальше участвовать в бою. 

Бригу удалось вернуться в Севастополь, несмотря на тяжёлые повреждения. В том бою против двух кораблей «Меркурий» потерял 4 человека из экипажа.

Иван Константинович Айвазовский

6. «Чесменский бой», 1848 г.

На этой картине изображена победу в Чесменском сражении в 1770 году. Русских кораблей было всего 26, а турецких – 63. Силы снова были неравны, но российскому флоту удалось разбить противника и почти полностью уничтожить турецкий флот. Это событие стало центральным в Русско-турецкой войне. 

Эта картины стала одной из самых известных батальных произведений Айвазовского. Здесь изображён кульминационный момент битвы: турецкий флот горит в Чесменской бухте. Это пламя освещает не только дома, но и лодку, благодаря которой удалось победить – брандер Ильина. 

Яркое пламя в ночном пейзаже – игра контрастов тёмного и светлого, а масштаб замысла передаёт значимость этого исторического эпизода.

Иван Константинович Айвазовский

Хотите научиться рисовать как настоящие профессионалы?
Приходите к нам в «Художка.Онлайн»

Понравилась статья?
круто
средне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
7 августа 2023
Автор статьи
Дмитрий Соболев

    Бесплатное пробное занятие

    Если у вас возникли вопросы, вы можете позвонить по телефону горячей линии: 8 (800) 600-69-47. Звонок по РФ бесплатный. Либо заполните форму, и мы свяжемся с вами!

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
    form free
    Похожие статьи
    Как из хобби сделать профессию? Как из хобби сделать профессию?
    8 мин
    Абстрактный экспрессионизм Абстрактный экспрессионизм
    5 мин
    Как нарисовать силуэты Как нарисовать силуэты
    1 мин
    Как нарисовать гвоздику Как нарисовать гвоздику
    4 мин
    Как нарисовать космонавта Как нарисовать космонавта
    4 мин
    Как нарисовать щенка Как нарисовать щенка
    4 мин
    Как нарисовать торт Как нарисовать торт
    3 мин
    Как нарисовать сирень Как нарисовать сирень
    2 мин
    Как нарисовать салют Как нарисовать салют
    3 мин
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Предметы–помощники в учёбе и игрушки-антистресс для детей Предметы–помощники в учёбе и игрушки-антистресс для детей
    9 мин
    Адаптация при переезде и смене школы Адаптация при переезде и смене школы
    13 мин
    Как улучшить почерк у ребенка: советы и рекомендации Как улучшить почерк у ребенка: советы и рекомендации
    9 мин
    Раздражает ребенок: нормально ли это? Раздражает ребенок: нормально ли это?
    10 мин
    Лайфхаки для олимпиадников Лайфхаки для олимпиадников
    16 мин
    Хочу перевестись в другую школу: что делать Хочу перевестись в другую школу: что делать
    6 мин
    Стишки для запоминания правил по школьным предметам Стишки для запоминания правил по школьным предметам
    11 мин
    Ребёнок-нарцисс. Как воспитывать? Ребёнок-нарцисс. Как воспитывать?
    10 мин
    Как гаджеты влияют на детей: польза и вред Как гаджеты влияют на детей: польза и вред
    12 мин