Как мнемотехника помогает структурировать информацию и подготовиться к экзаменам: советы учителей - onlineschool-1
Улучшение успеваемости
Время прочтения 7 мин
337

Как мнемотехника помогает структурировать информацию и подготовиться к экзаменам: советы учителей

В современном мире очень сложно быть школьником, ещё сложнее учиться в выпускном классе. Как успеть всё сделать? Как выучить столько материала, подготовить столько проектов, решить столько задач и при этом не забыть поесть, поспать и помочь родителям по дому? Взрослому «стороннему наблюдателю» может показаться, что учиться в школе проще простого: делать уроки, получать свои пятерки и тратить море свободного времени на хобби. Я хочу вас заверить, что это не так. Современный школьник пытается справиться с колоссальными нагрузками. Домашние работы и проекты сложнее, чем кажутся. Выпускники регулярно сталкиваются с двумя главными вопросами: «Как грамотно распределить своё время?» и «Как это всё запомнить?»

Для первого вопроса я лучше выделю отдельную статью, а в этой помогу ответить на второй вопрос.

Итак, как же всё это запомнить?

Чтобы что-то запомнить, иногда сначала нужно что-то придумать. Чудеса мнемотехники позволят любому школьнику запоминать сперва 15 слов в минуту, а в дальнейшем и целые стихотворения. Не стоит недооценивать мнемотехнику в обучении. Поначалу она кажется смешной и детской, но она работает: я уже более пяти лет выпускаю одиннадцатиклассников и многим из них пригодились мои мнемонические приемы, чтобы набрать нужный балл на ЕГЭ (а как они помогали объяснять физику, я лучше умолчу!)

Как это работает?

Наверняка многие из вас знают фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»: именно она помогала нам в детстве запомнить не только цвета, но и их порядок в радуге. Не забываем и про падежи в русском языке: сложно запомнить их названия и правильные вопросы к ним, но происходит чудо, когда вы запоминаете фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Это тоже мнемотехника в действии, а точнее — метод чёток. Когда-то давно мой учитель физики помог мне запомнить закон Архимеда через достаточно грубую фразу «в роже». Я до сих пор помню, что сила выталкивания тела из среды равна произведению объёма тела —«вэ», плотности жидкости или газа — «ро» на ускорение свободного падения «же».

Как мнемотехника помогает структурировать информацию и подготовиться к экзаменам: советы учителей - onlineschool-1

Мнемотехника строится на ассоциациях, это может быть нарисованная картинка, представленный образ, придуманная история, услышанный звук или яркая эмоция. Главное, чтобы вы смогли «оживить» то, что сейчас кажется совсем одиноким, сухим и блеклым.
Предположим, что мне нужно запомнить длинный список новых слов английского языка. Лучше всего их запоминать через созвучные слова в русском языке, то есть через фонетические ассоциации. Например, «УМНЫЙ ребенок искал КЛЕВЕР» (clever — умный), «В фильме СКАЙфол было голубое НЕБО» (sky — небо), «КЛАД мы искали в ОБЛАЧНОм Лондоне» (cloudy — облачно), «на той выставке БРИЛЛИАНТ был ЯРКИМ» (bright — яркий). Одна из моих преподавателей английского однажды рассказала мне о выражении «Янки гоу хом» — стандартная и известная из фильмов фраза, благодаря которой можно запомнить, что предлог «at» не ставится перед словом «home» (дом).

Чтобы подготовиться к экзамену, конечно, лучше учиться в течение всех школьных лет и не «отлынивать», но уж если так вышло, что нужно срочно и при этом качественно повторить материал, то запоминаем, что зубрить нельзя. Можно придумывать ассоциации и истории, развивать воображение.

В математике я разработала свои собственные истории-ассоциации: они могут показаться вам странными, но они действенные. Например, для 6-8 класса в теме «Модуль числа или выражения» я использую историю-ассоциацию, связанную с мультиком «Том и Джерри». Под знак модуля (в клетку) может попасть любое выражение (любой герой): и положительный (мышонок Джерри), и отрицательный (кот Том). Однако положительное выражение (Джерри) мы «выпускаем» без минуса (мышонок выходит из клетки, как ни в чем не бывало), а вот отрицательному выражению при раскрытии модуля мы поставим дополнительный минус (Тому обычно не везёт и ему прилетают шишки и тумаки). Или ещё один пример для девятиклассников: чтобы запомнить, что синус — это игрек (y), просто вспоминаем, что у игрека есть хвостик, как у девочек, значит он — СИНтия. А у икса (х) хвостика нет, он у нас — мальчик КОСтя.

Наработки у каждого в итоге свои, ведь у каждого человека мозг придумывает собственные ассоциативные ряды, но если в начале очень тяжело, то советую на просторах интернета искать уже известные приёмы мнемотехники. Иногда ассоциация рождается сама, а иногда нужно её «подтолкнуть»: для этого также советую каждый день тренировать своё воображение, придумывая истории-ассоциации к предметам, которые окружают вас. Не заметите, как потихоньку переключитесь на понятия из школьных дисциплин. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дата публикации
26 мая 2021
Автор статьи
Елена Петрова

    Бесплатная неделя занятий
    Зачастую одного занятия не достаточно, чтобы определить, понравилась ли школа ученику, поэтому мы предоставляем доступ к полноценной бесплатной неделе занятий.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку
    персональных данных
    form free