Задержка психического развития (ЗПР) у детей: как распознать и что делать?
Психология
Время прочтения 13 мин

Задержка психического развития (ЗПР) у детей: как распознать и что делать?

Содержание:

Каждый родитель следит за тем, как развивается его ребёнок. Сейчас в интернете можно найти огромное количество различной информации о том, что должен уметь ребёнок каждый год своей жизни. К сожалению, эти нормы часто не имеют ничего общего с современными детьми и их развитием. Мамы паникуют, отправляют детей к специалистам, иногда даже дают лекарства, потому что диагнозы пугают.

Мы подготовили памятку для родителей, чтобы можно было «в домашних условиях» определить, есть ли у ребёнка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?

В общем смысле этого слова задержка — это нарушение темпа развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда все сферы развития отстают от общепринятых психологических норм конкретного возраста.

ЗПР определяется не просто отсутствием пары навыков у ребёнка. Например, ребёнок в 3 года не умеет говорить предложениями или в 5 не завязывает простой узел. Задержка подразумевает комплексное отставание в различных сферах.

Мифы о причинах задержки

Задержка психического развития на может появиться из-за того, что родители не будут заниматься с ребёнком, методы воспитания также не играют никакой роли в формировании задержки. Поэтому все разговоры о плохом воспитании или недостаточной включённости — мифы.

Также она не может появиться из-за того, что ребёнок растёт в семье билингвов или рано начал заниматься английским языком. К причинам также не относится временное прекращение занятий в связи с болезнью и прибыванием в больнице. Если ребёнок начал отставать в развитии по этим причинам, это может называться временным отставанием. И при попадании в привычную среду ребёнок быстро нагонит всё, что пропустил.

Причины задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей: как распознать и что делать?

На данный момент специалисты выделяют 3 основных причины:

  1. органические причины: сложности в беременность, болезни и инфекции мамы, тяжёлые роды, недоношенность, гипоксия;
  2. болезни малыша: нарушения слуха и зрения, тяжело перенесённые инфекционные заболевания, хронический отит;
  3. среда: травмы, неблагоприятная обстановка в семье и сильный стресс, недостаточное питание в первые месяцы жизни.

Наличие этих факторов также не гарантирует, что у ребёнка будет задержка психического развития, но важно внимательно отнестись к первым годам жизни и проконсультироваться со специалистами.

Задержка, обнаруженная в раннем возрасте, может быть компенсирована практически полностью.

Как распознать ЗПР и не перепутать с другими особенностями?

ЗПР иногда можно перепутать с нарушением развития или с возрастным кризисом.

ЗПР и возрастные кризисы

Главное отличие ЗПР от возрастного кризиса заключается в длительности изменений и отставания ребёнка. Если ребёнок резко стал капризным, много плачет, ничего не хочет, отказывается играть и заниматься, а любые изменения в привычном расписании стали причиной истерики, то может быть, он просто проходит возрастной кризис в рамках нормы. Есть несколько основных возрастных кризисов, которые выделяют специалисты: кризис1 года, 3 лет, 6-7 лет и подростковый возраст. В некоторых случаях кризисов может быть больше. Но самое главное отличие возрастного кризиса от задержки психического развития — после сложного этапа всё возвращается на место: у ребёнка появляется познавательный интерес, он быстро нагоняет всё, что пропустил, пока топал ногами и кричал, добиваясь внимания мамы. При грамотной стратегии поведения родителей, кризис может проходить более мягко, и ребёнок постепенно адаптируется к новому этапу взросления. Задержка же не прекращается спустя время и присутствует у ребёнка постоянно.

Возрастные кризисы — норма развития, ЗПР — нет.

Задержка психического развития и нарушения развития

Если задержку можно компенсировать, то нарушения развития — намного сложнее. Нарушения часто связаны с органическими причинами — в этом случае мозг ребёнка работает иным образом, иногда это может быть необратимо. Нарушения можно исправить в значительной степени, но с некоторыми особенностями ребёнка родителям придётся смириться на всю жизнь.

Задержка психического развития при своевременной диагностики и грамотном подходе может быть компенсирована полностью.

Первые годы жизни — одни из самых важных в развитии человека, поэтому следует уделять много внимания этому этапу, чтобы вовремя заметить сложности.

Как специалисты диагностируют ЗПР?

Как специалисты диагностируют ЗПР?

Всего процесс развития ребёнка можно рассмотреть с нескольких сторон: когнитивное развитие, эмоционально-волевая сфера, речь, физическое развитие — мелкая и крупная моторика, развитие бытовых и социальных навыков.

Диагностика ЗПР начинается с 2 лет. В год проверка не проводится, но есть тревожные звоночки, на которые следует обратить внимание:

  • малыш на месяц позднее норм начал держать голову, ползать (или пропустил этап ползания совсем), поворачиваться, вставать и т.д.;
  • нарушена координация движений — не может играть в «ладушки» или «сороку-ворону», например, плохо держит предметы;
  • снижена двигательная активность;
  • часто непонятны его эмоции или эмоциональность снижена.

В этом случае лучше обратиться к неврологу, задать волнующие вопросы и пройти обследование.

В 2 года у ребёнка уже сформировались многие навыки, и специалисту становится более понятно, что происходит.

ЗПР в 2 года может быть выявлена у ребёнка, если он:

  • не знает своё имя;
  • пускает много слюней;
  • много плачет, проявляет необоснованную агрессию;
  • не реагирует и не отвечает на вопросы;
  • плохо ест и спит, повышена тревожность

Признаки ЗПР в 3 года:

  • отсутствие или сильные дефекты речи;
  • ребёнок не знает (не может показать, не изображает звуками) животных, части тела, предметы быта, игрушки;
  • неспособность показать предмет на картинке или выполнить элементарной задание по возрасту;
  • игра происходит только по определённому сценарию с бедным сюжетом;
  • частые истерики
  • словарный запас до 20 слов (словами считается и звукоподражание тоже)

В 4 года происходит более полная диагностика ребёнка по нескольким сферам: физические, познавательные, социальные. Именно в этом возрасте уже можно начать коррекцию.

К физическим симптомам специалисты относят:

  • нарушения мочеиспускания;
  • слабость, маленькая подвижность, утомляемость;
  • слабый тонус мышц;
  • головные боли;
  • сильная морская болезнь;

К познавательным:

  • невозможность воспринимать информацию на слух или визуально;
  • отсутствие связной речи;
  • плохая память;
  • отсутствие базовых представлений о мире.

К социальным:

  • психический инфантилизм (не соответствующий возрасту);
  • замкнутость, отсутствие желания коммуникации с другими детьми;
  • истерия.

В данном случае обычно у ребёнка снижена мотивация к познанию и изучению мира.

Обратим ваше внимание, что данные симптомы также могут указывать и на другие особенности. В любом случае стоит проконсультироваться со специалистами.

Задержка психического развития подразумевает и то, что у ребёнка есть особенности психики:

  • в первую очередь страдают речь, внимание и фонематический слух, это сказывается на коммуникации;
  • эмоции ребёнок проявляет ярко, но не стабильно — скачками;
  • познавательная деятельность нарушена частично, но не полностью (то есть она присутствует)
  • присутствует творческая активность: дети с ЗПР часто любят рисовать;
  • мыслительная деятельность развивается скачками.

Что делать, если симптомы совпадают?

В первую очередь важно помнить, что присутствие некоторых симптомов не говорит о ЗПР. Поставить диагноз может только врач. Поэтому нужно выдохнуть, записаться на обследование к педиатру и неврологу и, если всё-таки, опасения оправдались вовремя начать коррекционную работу с дефектологом и логопедом.

Для детей с диагнозом ЗПР существует отдельный вид обучения, при этом два из четырёх вариантов обучения предполагают, что ребёнок по итогам обучения получает такой же аттестат, как и остальные дети без ограничений здоровья.

Главное, не забывать, что любой ребёнок должен быть принят и любим.

Понравилась статья?
круто
средне

1 комментарий

  • Мария

    У нас была задержка. Очень нервничала, переживала, но к 7 годам выравнилось. Много времени потратили на разные мероприятия, я даже уволилась с работы, но это того стоило. Главное, это внимание таким детям, и есть шанс, что будет все хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Дата публикации
10 октября 2023
Автор статьи
Елена Петрова

    Бесплатная неделя занятий
    Зачастую одного занятия не достаточно, чтобы определить, понравилась ли школа ученику, поэтому мы предоставляем доступ к полноценной бесплатной неделе занятий.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
    form free
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Советы известных людей об учёбе Советы известных людей об учёбе
    9 мин
    Предметы–помощники в учёбе и игрушки-антистресс для детей Предметы–помощники в учёбе и игрушки-антистресс для детей
    9 мин
    Адаптация при переезде и смене школы Адаптация при переезде и смене школы
    13 мин
    Как улучшить почерк у ребенка: советы и рекомендации Как улучшить почерк у ребенка: советы и рекомендации
    9 мин
    Раздражает ребенок: нормально ли это? Раздражает ребенок: нормально ли это?
    10 мин
    Лайфхаки для олимпиадников Лайфхаки для олимпиадников
    16 мин
    Хочу перевестись в другую школу: что делать? Хочу перевестись в другую школу: что делать?
    6 мин
    Стишки для запоминания правил по школьным предметам Стишки для запоминания правил по школьным предметам
    11 мин
    Ребёнок-нарцисс. Как воспитывать? Ребёнок-нарцисс. Как воспитывать?
    10 мин